Дорогие друзья, коллеги!
Центр научных инвестиций в воспитание средой
Ассоциация педагогов-исследователей среды
Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании
1
при участии Нижегородского филиала Университета Российской академии образования провел в Нижнем Новгороде семинар по теме «Использование сети Интернет в обучении, воспитании и социализации молодежи.
Направления обсуждения:
1. Интернет как источник содержания образования: пределы разумного.
2. Характеристика и учет индивидуальных способов работы учащихся с учебной информацией в Интернете.
3. Классификация трофических ниш и образовательных ресурсов в Интернете.
4. Интернет как генератор стихий и их влияние на поведение и образ жизни обучающихся.
5. Роль социальной среды системы «ученик – персональный компьютер».
6. Управление информационными потоками в электронной среде.
7. Электронные учебники и опыт их использования. Передовая практика.
Обсуждение состоялось 11 января в 11.00. в помещении Нижегородского филиала Университета Российской академии образования
Елена Тюттерина поделилась своим видением целей и результатов научно-практического семинара «Использование сети Интернет в обучении, воспитании и социализации молодежи» Технические инновации стремительно внедряются в систему образования во многих странах. Однако пока в России детям раздают электронный учебник от Чубайса, в некоторых школах США, наоборот, у учеников стараются отнять все возможные гаджеты и вообще вернуть все в прежнее, аналоговое русло. Анти-digital-движение — аллергическая реакция на скачок в технологической сфере и попытку трансформировать под дивный новый мир хай-тека систему образования. (из статьи «Аналоговое образование»http://tren-d-light.ru/posts/1061626457) А что же происходит у нас в стране, в нашей системе образования? Семинар, проведенный Центром Научных Инвестиций и Лабораторией среды и средовых исследований, задуманный и организованный проф. Ю.С. Мануйловым, стал началом исследования и осмысления сложной темы. Семинар по причине участия в нем представителей Москвы, Владимира, Перми и Нижнего Новгорода с прилегающими к нему городами (Саров, Городец) и поселениями (Мотовилово и др.), фактически был межрегиональным. И он был построен так, что каждый смог высказать свою точку зрения, услышать вопросы и ответить на них. И свой отзыв о семинаре я выстроила как диалог-интервью. Автор. Каковы цели семинара? Ученый. Цели таковы: разобраться, поставить вопросы, услышать мнение друг друга. А также показать, что философы, психологи могут внести неоценимый вклад в педагогику, но их потенциал не использован в полной мере. А педагогика – это интегральная дисциплина. Автор. Как вам кажется, технические инновации и мир хай-тека – это совершенно новые условия существования или это все-таки новый элемент обычных условий? Ученый. Нам предстоит выработать представление, как живет ребенок. Что думают о новых условиях технологи, программисты и разработчики сайтов? Технолог. Нынешняя система образования стремительно устаревает. Учителя совершенно не успевают подстраиваться под новые условия. Автор. В чем, по-вашему мнению, это Новое? Технолог. В современных условиях существования человека объем информации стремительно увеличивается. Мир переходит в «цифру». Информацию необходимо как-то хранить, перерабатывать. А делать это сложно. Мы совсем мало читаем, еще меньше пишем. Появилось новое управление миром. Google – вот кто главный управленец. Благодаря Интернету мировые границы стираются. Роль влияния информационных ресурсов возрастает. Старая система рушится у нас на глазах. Автор. По вашему мнению, происходит слом системы? Технолог. Я думаю, происходит революция. И на смену 2-ой сигнальной системе приходит 3-ья. Автор. Поясните, пожалуйста, что значат эти сигнальные системы? Технолог. Ну, во-первых, надо сказать, что их существует три. 1-ая сигнальная система – это система, при которой есть говорящий и есть слушающий (характерен слушатель). Это слово, живая речь, непосредственно передаваемая. Автор. «Сократовские диалоги»? Технолог. Да, несомненно. И символом данной системы является звук. Автор. Расскажите про 2-ую сигнальную систему. Технолог. 2-ая сигнальная система – это система, при которой есть пишущий и есть читающий (характерен читатель). Это вся письменность, тексты, книги. Символом данной системы является знак. И, наконец, 3-я сигнальная система, при которой есть пользующийся и есть (после долгих раздумий аудитории– курсив Автора) программирующий (характерен пользователь). И символом данной системы является, возможно, код. Но здесь пока много неясного. И это меня страшит. Автор. Страшит? Поясните, пожалуйста. Технолог. Прежние формы – книги, печатные тексты устаревают катастрофически быстро. Нам срочно нужны новые формы для хранения и переработки информации. Интернет овладевает миром. Учителям надо спешить осваивать виртуальное (информационное) пространство, иначе они будут не конкурентноспособными, и их отправят на «свалку истории». Автор. Резко сказано. Технолог. Да, как это ни грустно, но это факт. Большей популярностью и уважением пользуются учителя, хорошо владеющие информационными технологиями. Они более успешны в своей профессиональной деятельности. Автор. Спасибо, интересно услышать мнение педагога по этой теме. Считаете ли Вы, что весь мир стремительно переходит в «цифру»? И «цифра», технологии завоевывают мир? Учитель информатики. Да нет же, наоборот сейчас существует мощная тенденция отказа от обилия информационных технологий, социальных сетей, особенно на Западе. Люди уже наелись виртуальностью. Идет возвращение к реальному общению. Автор. А что Вы думаете о дистанционном образовании, об электронных учебниках? Учитель информатики. Ну прежде всего здесь нужно четко понимать, что любое дистанционное образование — это самообразование. А к самообразованию по статистике способно всего лишь 2-3 % учащихся. А с цифровым учебником (даже с самым «продвинутым») способны общаться еще меньше. По моим данным это 0,1 %. Вот такая статистика. Автор. А что Вы можете сказать по поводу того, что Google управляет миром? Учитель информатики. И с этим мне трудно согласиться. Я вообще не пользуюсь этой поисковой системой. Ну а если мне что-то нужно найти, я четко знаю, что из предложенного Google я выберу и какой я запрос пошлю. Автор. Тогда получается, что необходимо уметь анализировать информацию и отсекать лишнее? Учитель информатики. Несомненно. И работать с информационными потоками (которые ежедневно удваиваются). Надо сужать поток, и специалист сейчас сам себя жестко ограничивает, иначе можно сойти с ума. Ученый. Живя в мире, человек присваивает и осваивает информацию. Философы, это те люди, которые помогают нам посмотреть на мир другими глазами, стимулируют творческую энергию и желание творить. Слово философу. Философ. Мое глубокое убеждение, что мы активно создаем то, что нам не нужно в той форме и в том объеме. Создаваемая на наших глазах цифровая дигитальная система призвана управлять сознанием (управляя в недалеком будущем от мозга к мозгу). И все это совершается резко, революционно. Появляется все больше людей, которые не хотят осознавать, что происходит. Обыватели, которые, кроме потребления, ни о чем не мыслят, и мыслящие люди науки, старающиеся не думать о последствиях собственной деятельности. Это если они честные, а если нет, то корыстно лживые, соблазняющие потребителей ближайшим изобретением, скрывая знание того, к чему оно дальше приведет. Так называемые «грантоеды». Личности вытесняются акторами, агентами, «слабыми зомби», которым грозит перерастание в «сильных зомби», то есть в программируемых и управляемых извне будто бы людей. (Подробнее: http://www.ng.ru/science/2012-10-10/9_posthumanism.html) Провозглашенная постмодернизмом «смерть человека» реализуется на наших глазах. Я пытался убеждать себя и других, что человек, хотя умер, но не похоронен. За него надо бороться, ясно отдавая отчет, что происходит и где мы находимся. Я разоблачил себя и свое мировоззрение. Некоторые поторопятся сказать, что оно похоже на эпатаж, но на самом деле это просто экологическое сознание, которое теперь применимо не только к природе, а ко всей культуре и самому человеку. Мы, кто люди, – в обороне, нужна идеология сопротивления, философия консервативного реализма, полионтизма, эстологии и коэволюции. Чтобы противостоять наступающей (на нас) эпохе трансмодерна. Для нас важно устойчивое развитие. Что же дает устойчивость? Гарантом его является эволюция и разнообразие. Миллионы лет разные формы жизни существуют параллельно. Жизненно необходимо поддерживать живое начало. Итак, не рывки, а постепенность. Автор. Спасибо за подробный ответ. Интересно, а что думают по этому поводу биологи? Биолог. Биоразнообразие делает устойчивой любую экосистему — от пруда или пенька до биома (тундры или саванны). Это известно из экологии. А разнообразие фенотипов и генотипов внутри одного вида делает этот вид более устойчивым к неожиданным критическим воздействиям. Человек фенотипически и генотипически очень разнообразен (включая разнообразие психосоматическое), потому это эволюционно устойчивый вид). Автор. Как это относится к теме использования сети Интернет? Биолог. Вообще, в плане нашей темы — опасно подгребать всех учеников под одни методики. Методик должно быть много и разных. Для части детей должна быть возможность вообще отказаться от ПК и Интернета. В целом, опасность наших педагогических устремлений в том, что мы никогда не учитывали биологических особенностей человека — как обычного животного. Автор. А что вы можете сказать про постоянно увеличивающиеся объемы информации? Биолог. Информации становится все больше. С этим никто не спорит. Однако, отдельный индивидуум может знать все меньше. И это так! Автор. По- вашему, объем вытесняет качество? Биолог. Объем информации нарастает для всего ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Для отдельного индивидуума это выражено не так ярко. Там вообще может этого нарастания не быть. Здесь действуют (опять) психологические законы объема востребованной памяти — «лишнего не нужно!» А если появляется это лишнее, то начинает страдать качество). Автор. Что же делать с нарастающим объемом? Биолог. Это тоже закон биологии — отторжение лишней информации. Нельзя прикрывать это лозунгами типа «НТР нельзя остановить», «Мы живем в новом, информационном мире», это — заблуждения. Мир этот мы формируем сами, а не он готовым встал перед нами как новый фактор. От него Человечество МОЖЕТ ОТКАЗАТЬСЯ! Автор. Спасибо. Но вернемся к вопросу о сигнальных системах – такой непростой теме. Одна мысль постоянно крутится в голове. Мысль о том, что ни одна из них до конца не вытесняет другую. И наша работа с информацией постоянно проходит в нескольких сигнальных системах (если мы не совсем уж убогий вид). Так что и 3-я сигнальная система (очень надеюсь и это пока моя гипотеза) не уничтожит (при правильном применении) остальные системы. Просто работа с информацией усложнится (слово, печатный текст, кодированная информация — все в сочетании). Не знаю, возможен ли такой путь, но он был бы разнообразным, а значит, устойчивым. Биолог. Конечно, не уничтожит. Это просто невозможно!) Автор. Интересно заметить, что семинар проходил в 1-ой сигнальной системе) Биолог. Да, ИТ-технологи в реальной жизни сами себе противоречат) Еще одна опасность — это уход учителя все дальше от ученика. Заметьте: те наши мэтры, которые придумывают все эти конструкты, с живыми людьми работать уже не могут. Они становятся неинтересны для учеников, потому что свою личность они пытаются заменить техническими приемами и разнообразными устройствами. Как только отключается электричество, презентация, ломается что-то из техники, эти люди становятся беспомощными и горько сетуют на судьбу. Автор. Значит, задача научить работать с информацией: 1) понимать, что есть важное, а есть «лишнее», 2) научить фильтровать и анализировать, чтоб сохранить качество). Биолог. Думаю, что это очевидно) Все ИТ (и Интернет) — всего лишь инструменты, не более. Как молоток. Но им можно гвозди забивать, а можно …ИНТ — это не панацея. И когда люди убеждают нас, что «иного пути у человечества НЕТ», то это — совершенная глупость). Ученый. В обиход современно человека активно входят такие понятия, как электронная среда, компьютерная среда, виртуальная среда. Однако в логике средового подхода понятие среда рассматривается как нечто целое. Ведь среда – это то, среди чего находится человек, это «совокупность компонентов, с которыми человек непосредственно сталкивается в процессе своей жизнедеятельности» (Ю.С.Мануйлов «Средовой подход в воспитании»). И средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, Интернет) это всего лишь один из факторов. Возможно, здесь кроется ответ на вопрос: «Компьютер – это часть или все?» Ученый-средовик. Среда, реальна, если она относится к человеку. Она содержит больше информации, чем мы способны сознательно зарегистрировать и понять. Она дает не только главную, но и периферийную информацию. И она состоит из ниш (а ниша – это поле возможностей), стихий (как вероятностей), трофики (питания) и меченых. Автор. Когда же мы можем говорить о таком понятии, как виртуальная среда? Ученый-средовик. Лишь преобразованное пространство становится средой. Что значит преобразованное? Это значит, что человека это пространство должно захватить. И виртуальная среда – это среда с очень сильными и разнообразными стихиями, вбирающая в себя огромное количество ниш, где в большом количестве присутствуют меченые (носители). Виртуальная среда способна оказывать мощное воздействие на человека, влияя на его образ жизни, по- своему программируя его. Автор. Как же сохранить человеческое в виртуальном мире? Какова роль среды? Ученый-средовик. Чем более сильное влияние оказывает виртуальное, тем более сильными должны быть стихии, помогающие сохранить человеческое …К виртуальному отношение, как ко всему, согласно классике педагогики…Во всем должна быть мера))… Как и средовой подход, так и Интернет-образование (а вернее было бы, думаю, говорить об образовании, компонентом которого является Интернет-образование) может быть реализовано со знаком плюс или минус. И наша задача, научить управлять информационным потоком, наполнить виртуальную среду необходимой и богатой трофикой (пищей), изменить способ восприятия мира. Задача это сложная. Мы лишь в начале пути. Автор. Спасибо большое за разъяснение. А теперь хотелось бы спросить самую юную участницу дискуссии. Что думает десятилетняя девочка о том, что мир стремительно переходит в иное измерение, виртуальное? Будут ли нужны тексты, книги, простое живое человеческое общение? И чего же нам ожидать от 3-ей сигнальной системы? Школьница. Узнав немного про три сигнальные системы, я хотела бы посоветовать взрослым не бояться. Ведь когда люди только учились писать, это были простые тексты, а потом они создали столько замечательных великих книг, так и с фильмами. Я и мои одноклассники понимаем, что все планшеты, айфоны, ноутбуки – это только помощники, инструменты, которые помогают нам. Автор. Спасибо. Семинар завершился. Пора делать собственные выводы. Когда проходил семинар и прозвучало самое яркое, интригующее, провокационное выступление, посвященное 3-м сигнальным системам, то постоянно не покидали мысли о том, что: 1) бояться надо не того, что мы не успеем за прогрессом и что наши дети не успеют освоить новые технологии, а значит, якобы, отстанут в развитии, а бояться надо того, что они перестанут мыслить; 2) наш семинар, как это ни парадоксально, проходил в 1-ой сигнальной системе (был говорящий и слушающий). Когда семинар закончился, и наступила пора осмыслять, для меня важно было проанализировать разную информацию (поступившую от специалистов) и выработать свою позицию. Так появился вот такой текст (а значит, использовалась 2-ая сигнальная система). В подготовке этого отзыва активно использовался Интернет (в частности, социальные и поисковые сети) для выяснения отдельных позиций участников диалога, и уточнения отдельных вопросов. А, значит, оказалась в действии 3-я сигнальная система. Что позволило создать не просто отзыв, а текст в виде диалога-интервью? Я думаю, это стало возможным потому, что у автора есть четкое представление о ценности разнообразия. Разнообразие рождает свободу выбора (или наоборот). А как мы помним из выводов биологов и философов именно разнообразие дает устойчивое движение. А значит, все три сигнальные системы, соединившись вместе для того, чтобы выразить мысль, помогают и в новых условиях работать с информацией, осваивать новое пространство и делать это свободно, делать это творчески. Неоценимая роль здесь отводится педагогам, как образцам творческого поведения. Поведения с высокой степенью свободы, свободы выбора, выбора того, как относиться к миру техники и техническому прогрессу. И как мне кажется, именно творчество станет залогом гармоничного взаимодействия человека 21 века и техники, когда мы, по словам М. Хайдеггера, не будем проклинать или прославлять технику (а, значит, не понимать), а будем вопрошать ее, а значит прокладывать путь свободного отношения к ней. Семинар не поставил, да и не преследовал цель поставить точку над проблемой использования сети Интернет в образовании. Продолжением темы станет заочная электронная конференция «Электронная среда: движение в будущее», где появится возможность более подробно изложить свои взгляды с учетом идей и мнений, высказанных участниками данной встречи. (Москва, 16.01.13)