Воспитание многомерно. Оно разнообразно не только по целям, методам, содержанию, условиям, но и по масштабу воспитывающего действия….
Современные профессиональные воспитатели пришли к твердому убеждению, что воспитание успешно, если оно системно……
Из всех многообразных функций системы прежде всего срабатывает интегрирующая, обеспечивающая эффект соединения людей по интересам, деятельности, ориентирам. Система как бы сама себя «завязывает в узелки», порождая воспитательные комплексы. Это и есть воспитание «крупными дозами»…..
В школьной воспитательной практике давно утвердилась аббревиатура КТД. Данная методика предполагает широкое участие всего школьного населения, разработке, проведения и анализе главных дел года. В результате такого подхода эти ключевые дела становятся для всех желанными, понятными, личностно значимыми. В ключевых делах участвуют все ученики, все учителя (независимо от преподаваемого предмета) многие родители, выпускники прошлых лет, друзья школы. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю своего участия и ответственности…..
Воспитывающие ситуации и деятельность могут носить повседневный, рядовой, рутинный характер. Скажем даже: большая часть школьной жизни проходит именно так. Однако в каждом ребенке (да и взрослом тоже) живет потребность уйти от монотонного однообразия будней, стремление к необычному, яркому, возвышенному. «Крупные дозы» воспитания как раз и удовлетворяют эту потребность, превращая факты школьного быта в события, остающиеся в памяти надолго…..
Крупные воспитательные акции создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности. В этом случае коллективные переживания множатся, многократно усиливаясь, сильно действуют на личность. Важно, чтобы эти переживания были одного рода. Радость, интерес, гнев, сочувствие тоже в этом случае как бы увеличиваются в своих дозах.
Яркие события школьной жизни, подготовленные сознательно и осуществленные большинством, как правило, содержат в себе ценности, нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства. Воспитание «крупными дозами» позволяет перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников….
Не меньшее значение эти творческие дела имеют для педагогов. Они выводят их из замкнутого мира преподавания одного предмета, приобщают к общим (независимо от специальности) действиям с коллегами, открывают широкие возможности для взаимодействия, взаимодополнения, педагогической рефлексии. Идет интенсивный процесс не только совершенствования профессионального мастерства, но и развития личности педагога, ибо на него «крупные дозы» воспитания влияют не меньше (если не больше!) чем на детей.
Если учесть, что каждый воспитатель в той или иной степени осуществляет процесс мягкого, гибкого управления, сказанное получает новый смысл. По существу через «крупные дозы» коллективного творчества реализуется управление школьной воспитательной системой на ее верхних этажах…..
«Крупные дозы» воспитания – это верный путь соединения и поддержания школьной общности, страхующей ее от развала.
Печатается с большими сокращениями из источника: Библиотека журнала «Директор школы». Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред. В.А Караковского и др. М: Сентябрь, 1997