В школе важно все. Ведь воспитательным потенциалом обладают и учебный материал, и манера учителя одеваться, и внешний вид школьного здания…
К сожалению, о воспитательном потенциале предметно-пространственной среды обычно вспоминают только при проведении утренника или выпускного вечера. А ведь обстановка двора, вестибюля, класса — это то, с чем ребенок имеет дело ежедневно. Она должна не только обеспечивать целостное понимание мира как мира человеческого труда и созидания, но и придавать нужное качество жизни, облагораживать мир ребенка. Эстетические ценности, возбуждающие воображение, поражающие изяществом и чистотой форм, художественным совершенством, шлифуют чувства и чеканят вкус, делая детей более разборчивыми в выборе и преобразовании условий своей жизни. Не менее важно и то, что предметно-пространственная среда способствует формированию у ребенка отношения к школе как к «своей».
В этой связи важно, по нашему мнению, наличие у каждой школы модели обустройства жизненного пространства учащихся. Причем она не обязательно должна быть отражена в чертежах, эскизах. Достаточно, чтобы у педагогического коллектива было вполне четкое видение внешнего облика школы и представление о том, как каждый элемент среды будет «работать» на воспитание.
Варианты организации предметно-пространственной среды школы могут быть самыми разными. Эта вариативность обусловлена многими факторами, в первую очередь многообразием типов школ. По своему оформлению сельская школа будет, несомненно, отличаться от городской.
Дети чувствительны как к объему, так и к геометрии пространства. При помощи простых приемов его переориентации можно вызывать у детей неожиданные ощущения и повышать интерес к происходящему в школе. Здесь мы касаемся тривиальной перестановки зрительских рядов в зале или рядов парт в классе, расположения кресел или парт кольцом, полукругом, по периметру вдоль стен, квадратом, елочкой и т.д. Смена кинетических ощущений служит хорошим средством разрушения стереотипа и негативных установок на мероприятия и занятия.
Особый климат школы, влияющий на ее образ жизни, создает цвет. От его удачного выбора во многом зависит привлекательность фасада школы. При оформлении школ, находящихся в сельской местности, можно использовать броские цвета, например, красный. Экстерьер городской школы может быть самым разнообразным по цвету. Главное, чтобы он создавал впечатление чистоты, свежести.
Еще более важно цветовое решение интерьера школы. Во-первых, цвет обладает определенным физиологическим воздействием. Так, сочетание зеленого с красным может вызвать нервное напряжение, беспокойство. Контрастные цвета в помещениях длительного пользования, яркие пятна в комнатах временного пользования позволяют снять эмоциональное напряжение, зрительную усталость. Иногда цвет может вызвать нежелательные ассоциации (например, белый цвет – с больницей).
Велика сила смыслового воздействия цвета на человека. Это воздействие усиливается при использовании широких цветовых поверхностей во всевозможных комбинациях. Например, гамма серебристых, голубых, черно-бархатных тонов в сочетании с оттенками лимонно-желтого и изумрудно-зеленого может завораживать, вносить таинственность. Периодически повторяющиеся черный и белый цвета способны придавать образу строгость, сдержанность, создать атмосферу документальности. Цветовая палитра радуги способна породить атмосферу искрящегося веселья и бодрости.
Окраской стен в соответствующие цвета можно оптически регулировать размеры помещений. Так, длинное пространство может быть «укорочено», если торцовые стены выкрасить краской более светлого тона, чем боковые. Высокое помещение можно «понизить», если окрасить потолок в теплый цвет.
Немаловажная роль в организации пространства школы принадлежит освещению. Удачное освещение в классе — нейтральный, направленный на светлые стены и потолок поток света. И потолок, и стены отражают и рассеивают свет, что препятствует утомлению.
Образно-эмоциональный характер среды школы может усиливаться музыкой. В игровой комнате будут уместны во время перемен танцевальные ритмы, в зоне отдыха — медитативная музыка или натуральные шумы: пение птиц, журчание ручья, звук морского прибоя. Хорошо, если в школе есть возможность устроить музыкальный или музыкально-поэтический салон. Фрагменты из классических музыкальных произведений можно предлагать к прослушиванию через школьное радио. Умелое и систематическое включение этих фрагментов в программу радиопередач может способствовать вхождению детей в мир музыки, формированию ее восприятия.
Остановимся отдельно на предметно-пространственной среде событий. Эта область рассмотрения ближе всего к сценографии, художественно-оформительскому искусству, искусству экспозиции.
Предметно-пространственная среда того или иного события может оказывать влияние на характер его протекания, усиливая или ослабляя интерес к последнему. В оформительской практике нередко используется понятие «образ среды», которое позволяет тематически связать внешнюю форму с содержанием события, что чрезвычайно важно. Общий алгоритм формирования среды включает в себя четыре действия, а именно:
1. Символизацию идеи задуманного события в виде набора знаков, представляющих образ будущего действия. ( Подобно тому, как сова служит символом программы «Что? Где? Когда?», а избушка — символом сказки.)
2. Вербализацию идеи события с помощью слов, рождающих образ атмосферы действия. (Например: «эпатаж» может служить символом-образом» к атмосфере музыкального клипа; «ностальжи» – к вечеру живой музыки, а «элегантность и респектабельность» – к театру моды и т.д.)
3. Визуализацию идеи события в виде пространственного, цветового, светового, образного решения.
4. Материализацию оформительской идеи в процессе выполнения художественных, декоративно-оформительских, монтажных, светотехнических и прочих работ.
Следует заметить, что на последнем этапе возможна коррекция образа среды под влиянием обстоятельств (вкусовых предпочтений исполнителей, отсутствия необходимого материала, дефицита времени). Можно даже сказать, что это неизбежно. Важно другое, проследить, чтобы участники события чувствовали себя не на периферии «действа», а, напротив, в центре пересечения композиционных линий и взаимопроникновения архитектурных масс.
Приемов работы с естественными факторами организации среды (пространство, свет, цвет) мы касались выше. Поэтому остановимся здесь лишь на той роли, которую в формообразовании среды события играют ритм, симметрия, пропорция. Ритм – синкопированный, ровный, убыстряющийся, замедляющийся – способен создавать образ динамичной или статичной среды. Зрительная симметрия или асимметрия также могут возбуждать или успокаивать участников действия. С помощью пропорционирования величин при соблюдении принципа «золотого сечения» можно гармонизировать среду и тем самым устранить ненужное возбуждение.
Говорим ли мы об организации среды событий или школьной повседневности, всегда, как мы полагаем, важно создание художественно-эстетического единства, достигаемого размещением предметов, культурой цвета, обилием света, лаконичностью средств.
И, наконец, значима достоверность и художественная убедительность. Так, если мы говорим об атрибутах и аксессуарах представления, то лучше, если это подлинные, а не бутафорские вещи. Если, к примеру, создается корабль, то он должен быть оснащен, по возможности настоящими канатами и т.д. Вера в предлагаемые обстоятельства в определенной степени следует из правдивости вещей, повествующих о чем-то реальном. Важно также, что элементы имитации действительности дают детям представление о фактах и явлениях не только на эмоциональном, но и на содержательном уровне.
Далеко не второстепенными обстоятельствами в обустройстве среды школы являются аккуратность выполнения, тщательность отделки составляющих оформления, поскольку «нет мелочей, а есть детали».
Таковы в общих чертах некоторые пути реализации воспитательных возможностей предметно-эстетической среды школы.
Текст печатается с сокращениями по источнику:
Когда стены воспитывают //Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред. Л.И.Новиковой, В.А.Караковского, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. М., Сентябрь, 1997. – с.72-78 (в соавт.)