Орлов Е.В. «Управленческая парадигма современного учителя»

Чаще всего в педагогике учитель рассматривается и как актёр, и как художник, и как дирижёр (1, 369). Такое понимание учителя следует за представление педагогики как искусства. Но есть и другой взгляд на педагогику. Педагогика рассматривается как управление процессом становления личности.

Одним из первых среди педагогов, кто применил понятие управление к педагогической деятельности, был А.Т. Куракин. Со своими единомышленниками (2), прежде всего, академиком Л.И. Новиковой, он стал рассматривать педагогический процесс как процесс управления. Лаборатория Людмилы Ивановны Новиковой не оставляла вопрос управления без внимания, что и дало свои результаты.

В недрах теории воспитательных систем родилось новое направление педагогических исследований, названное автором Ю.С. Мануйловым Средовой подход (3). Именно управленческая парадигма стала основанием средового подхода, что позволило существенно развить наши представления о педагогическом процессе и возможностях повышения его эффективности.

С конца 90-х годов прошлого века, когда оформилось новое понимание педагогического процесса и возникли два взгляда на педагогику. Первый взгляд связан с пониманием того, что педагогический процесс есть процесс взаимодействия учителя с воспитанником. Этот взгляд мы называем педагогикой взаимодействия. Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов рассматривают педагогический процесс как «взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних» (4). Громкова М.Т. представляет образовательную технологию как «педагогическое взаимодействие субъектов» (1, 376).

Данный подход к педагогической деятельности требует от учителя актёрского мастерства, а педагогическая технология становится, прежде всего, искусством. Действительно, если основными компонентами педагогической системы в педагогике взаимодействия являются учитель и учащийся, то личность первого становится основным ресурсом становления личности второго.

Соответственно, педагогика взаимодействия имеет свой категориальный аппарат, в котором мы находим понятия: отношения, общение, взаимодействие, деятельность, способы деятельности, мотивация, самоопределение, условия. Логика процесса становления личности рассматривается через участие в деятельности. Логика педагогической деятельности определяется через создание для учащихся условий ведения той или иной деятельности и вовлечения в неё.

Задача учителя заключается в организации деятельности, мотивировании детей на участие в деятельности и отслеживание деятельности учащихся и, в лучшем случае, характера их отношений. Именно вовлечение учащихся в нужный вид деятельности (игровой, учебной, исследовательской и др.) и является предметом мастерства и искусства педагога.

Возможность иного взгляда на действительность дает педагогика управления, представленная на современном этапе научной школой средовым подходом, к которой принадлежит и автор статьи. Учитель здесь выступает в роли управленца. Он организует процесс становления личности опосредованно. Ему не обязательно быть актёром, но он должен быть технологом.

Педагогическая технология рассматривается на уровне техники, логически выстроенных управленческих шагов, основанных на знании закономерности влияния компонентов среды на личность учащихся (технология – это техника + логика, считает автор средового подхода Ю.С. Мануйлов). Учитель использует среду как средство формирования и развития личности школьника.

Совершенно иным предстает и понятийный аппарат. Мы используем термины управление, среда, образ жизни, управленческие действия, возможности среды и вероятность их использования.

Конечно, и здесь не обходится без искусства педагога. Но искусство связано с вероятностным характером влияния среды на личность. Мы выделяем статическую и динамическую составляющую среды. К последней относятся социальные стихии, которые захватывают и направляют внимание учащихся на ту или иную информацию или трофику, питающую личность. О стихиях и их влиянии на школьников упоминает православный педагог В.В. Зеньковский (5), на данный феномен указывали Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий (дух школы), А.Т. Куракин и Л.И. Новикова в этой связи говорили о поле эмоционального напряжения детского коллектива.

Распознать стихии, уметь вовремя разбудить нужную стихию, управлять её параметрами – в этом и состоит искусство учителя. Создавать возможности могут все, а вот управлять вероятностью – это под силу лишь учителю, освоившему технологию опосредованного управления, на практике ощутившему действие стихий, опробовавшему технику работы с ними.

Педагогика управления требует от учителя понимания педагогического процесса и на уровне управленческих функций. И учитель, выполняя эти функции, диагностирует возможности среды, качества личности и образ жизни подопечных; проектирует цель и способы их достижения, надлежащие значения среды, планирует управленческие действия со средой; продуцирует надлежащие качества среды, которая позволяет воспитаннику что-то иметь и уметь этим пользоваться.

Учитель-управленец больше работает с компонентами среды. Он является не актёром, потому что главным становятся ресурсы среды, а не личностные ресурсы педагога. Учитель является скорее режиссёром, он находится за пределами «кадра», но правильно расставляет акценты.

Умение быть в тени – одна из главных квалификаций учителя, работающего в логике педагогики управления. Он управляет влияниями среды на воспитанника. Объектом его управления является процесс становления личности, где среда – основное средство.

Технология педагогического процесса становится достаточно ясной, хотя и остаётся непростой. Учитель работает с компонентами среды, среда воздействует на ученика. Образ жизни подопечного несколько преломляет воздействия среды, модифицируя и фильтруя её стимулы. Тот или иной образ жизни в среде позволяет ребенку иметь те или иные ценности, приобретать те или иные умения, что и характеризует личность человека.

 

Литература:

1. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.

2. Куракин А.Т., Мудрик А.В., Новикова Л.И. Идеи управления и повышение эффективности воспитательного процесса. В сб.: Проблемы теории воспитания. Ч. I. Воспитание как предмет исследования. – М.: Педагогика, 1974, С.103-120.

3. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – Костанай, МЦСТ, 2000. 185 с.

4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Изд-во УРАО, 1999. 616 с.

5. Зеньковский В.В. Педагогика. Серия: Лекции профессоров Свято-Сергиевского Православного Института в Париже. – М.: Православный Свято-Тихоновский Институт, 1996. 154 с.

 

Опубликовано: «Социальное и профессиональное становление личности учителя: от ценностей человеческой судьбы – к миссии педагогического сообщества». Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, посвященной Году Учителя в Российской Федерации / Гл. ред. А.В. Репринцев, Л.В. Бурая. – Изд-во «Оскол-Информ» / Курск-Ст. Оскол: СОФ БелГУ, 2010. – 450 с. С.216-218.

Создание и поддержка сайта - Tommyknocker