заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Мотовиловская СОШ», Арзамасский район, Нижегородская область
преподаватель — организатор ОБЖ МОУ «Мотовиловская СОШ», Арзамасский район, Нижегородская область
Муниципальное образовательное учреждение «Мотовиловская средняя общеобразовательная школа» расположено в живописном уголке Арзамасского района Нижегородской губернии, на земле, принадлежащей некогда Н.А. Мотовилову – сподвижнику русского чудотворца преподобного Серафима Саровского, в ста километрах от православной святыни России Саровской пустыни. В 2013 году село Мотовилово отметит своё четырёхсотлетие.
Школа имеет богатую историю. Известно о более чем 110-ти годах ее существования. В1934 г. под школу перестроили здание бывшей церкви, которое стало аварийным и непригодным для обучения в1998 г. Десять лет школа располагалась в приспособленных помещениях. Строительство новой школы, начатое в1989 г., через два года было приостановлено. В 2007 году губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев принял решении о завершении долгостроя, и 1 сентября 2008 года школа приветливо распахнула свои двери.
Новое здание – это не конечная точка желаний. Наша задача виделась в дальнейшем воспитательном преобразовании среды детей, педагогов и родителей.
Средообразовательный процесс, выполненный архитектором в соответствии со строительными нормами и правилами, дизайнером, подобравшим оптимальную цветовую гамму интерьера школы, ждал своего продолжения в педагогической деятельности. При таких условиях возникла необходимость «самим создавать «воспитывающую среду» — «среду в среде» (Л.И. Новикова, 2000; с.33). Стала актуальной задача формирования созидательного отношения к действительности путём организации школьной среды.
Методологическую основу нашей деятельности составил укорененный в языковой традиции, культуросообразный, культуроемкий средовой подход в воспитании, разработанный доктором педагогических наук Ю.С. Мануйловым (Ю.С. Мануйлов, 2002).
В концепции средового подхода среда рассматривается как средство воспитания человека. Под воспитанием понимается управление процессом формирования и развития личности ребёнка (Х.Й. Лийметс). Педагог оказывает влияние на воспитанника через среду. Организованная в соответствии с целями воспитания среда, посредствуя определённому образу жизни, становится средством воспитания.
Нами было определено, какие средоформирующие действия будут необходимы для образования среды и культивирования образа жизни, способствующих выработке заботливого отношения обучающихся к школе, нравственных позиций, социальных установок. С этой целью были определены идеальные модели личности выпускника, среды и образа жизни обучающихся.
На протяжении 2008-2010 г.г. осуществлялся процесс эстетизации школьной среды детей, включающий в себя оборудование, оснащение внутреннего пространства школы и облагораживание пришкольной территории.
Учебные комнаты и другие школьные помещения были оформлены с учётом возрастных особенностей детей. Рекреацию младших школьников разделили на игровые зоны: для игры в настольный теннис, шашки и шахматы. Коридоры и рекреация старших школьников стали уютными и комфортными для проведения свободного времени: мягкие диваны, аквариум, фонтанчики, множество цветов.
Озеленённая пришкольная территория, оформленные клумбы, уютная беседка – всё это стало частью среды детей и их родителей.
Однако опрос учащихся, педагогов, жителей села о том, какой должна быть в их понимании школа, каково должно быть её наполнение, содержание, выявил ряд проблем в организации школьной среды:
~ в современном красивом здании не хватало связи с прошлым, не было того духа памяти, который жизненно необходим каждому человеку;
~ обнаружилась потребность в сохранении школы-семьи, которая в особом укладе жизни и отношений, особой предметно-пространственной среде формировала бы ценности исторической памяти, традиций родного села.
Проанализировав проблемы, мы определили цель работы на 2010-2013 г.г.:
создание культурно-исторической образовательной среды по «законам красоты», принципам «гармонии» и «стилевого единства» (Л.В. Волкова, 2010; с.52).
Основная задача виделась в вовлечении в средообразовательную деятельность педагогов, детей, родителей, сельской общественности, выпускников школы живущих не только в селе, но и за его пределами.
Достижение цели и решение поставленных нами задач возможно в том случае, если выбрана оптимальная педагогическая позиция всех субъектов воспитания. В основу объединяющей идеи легли представления о среде как воспитывающем факторе. Мы обратились к работам академика Л.И. Новиковой и её ученика Ю.С. Мануйлова. «Ю.С.Мануйлов определил пути превращения объективно существующей предметно-эстетической среды школы в среду, субъективно значимую для детей. Эти пути – актуализация, персонификация и персонализация» (Л.И. Новикова, 1985; с.44).
Их же мы взяли за основу в определении этапов преобразования образовательной среды детей и взрослых, в постановке соответствующих им целей и задач.
I. Этап актуализации культурно-исторической образовательной среды (2010-2011 уч.год).
Цель: обогащение школьной среды путём вовлечения в образовательный процесс культурно-исторического наследия села и его жителей.
Для достижения цели первого этапа нами были определены следующие средообразовательные действия:
~ оформление и открытие Комнаты боевой славы;
~ оформление выставки картин Заслуженного работника культуры Российской Федерации члена Союза художников Российской Федерации земляка Льва Бурина;
~ определение творческой группы педагогов, детей, выпускников для разработки мегапроекта «Мотовилову-400»;
~ открытие сайта проекта «Мотовилову-400», обеспечение его обновления;
~ организация сбора материала по истории села, школы, Дома малютки для детей блокадного Ленинграда, совхоза, кустарничества;
~ организация совместной исследовательской работы учащихся и родителей по сбору материала о ветеранах Великой Отечественной войны, о знаменитых людях села и их вкладе в развитие науки, культуры и искусства, о жизни своих родственников;
~ отражение проделанной работы на страницах школьной газеты, сайте школы, сайте проекта «Мотовилову-400»;
~ определение основных направлений взаимодействия с родителями, выпускниками, общественностью и средствами массовой информации;
~ организация встреч с интересными людьми села и выпускниками школы;
~ организация мастер-класса для учащихся и родителей по оформлению краеведческой открытки с привлечением земляков — Заслуженного работника культуры Российской Федерации художника Льва Бурина и главного художника Арзамасского театра драмы Ирины Сергеевой,
~ организация музыкальных вечеров, концертов с участием земляков;
~ организация литературных вечеров с поэтами-земляками;
~ ознакомление детей и их родителей с рукописными книгами односельчан Садова С.С., Шмелёва И.В. и дневниками воспоминаний Купряхиной Т.И. и Владыкиной М.Д.
II. Этап персонализации культурно-исторической образовательной среды (2011-2012 уч.год).
«Персонализация среды – это создание своей собственной предметно-эстетической среды коллективами, функционирующими в школе» (Л.И. Новикова, 1985; с.44), это «процесс присвоения освоенной коллективом среды» (Ю.С. Мануйлов, 1985; с.152).
Цель: оформление школьной, сельской и домашней среды школьников и взрослых в соответствии с культурно-историческими традициями и собственным осмыслением.
Средообразовательные действия:
~ организация проектной деятельности учащихся и родителей по облагораживанию, обогащению и оформлению среды на основе культурно-исторических традиций села;
~ обучение родителей способам создания семейных музеев, сбору и хранению архивных материалов, составлению генеалогического древа;
~ определение за классами и творческими коллективами прав на персональное использование закреплённых за ними территорий школы и села.
III. Этап персонификации культурно-исторической образовательной среды (2012-2013 уч.год).
«Персонификация среды является результатом вмешательства в нее с целью ее сохранения и совершенствования» (Л.И. Новикова, 1985; с.44). «Сила воздействия персонифицированной коллективом среды на личность значительна, ибо её ценности входят в духовную жизнь каждого школьника, как продукты созидательной силы коллектива, как метки его духа, детерминируя всё последующее её развитие» (Ю.С. Мануйлов, 1985; с.163).
Цель: создание облагораживающей и озадачивающей культурно-исторической среды, побуждающей детей, родителей, выпускников школы на творческое самовыражение и созидание.
Средообразовательные действия:
~ оформление и реализация творческих социальных проектов, направленных на обогащение, облагораживание, обустройство среды;
~ обеспечение условий для массового художественного, музыкального и интеллектуального творчества учащихся и родителей;
~ обеспечение привлекательности села для местных жителей через организацию совместной деятельности по облагораживанию территорий;
~ организация творческих мероприятий празднования 400-летия села;
~ организация мероприятий по оформлению и изданию краеведческого сборника «Мотовилову-400»;
~ обеспечение условий для размещения материалов земляков на сайте проекта и в краеведческом сборнике.
Реализация обозначенных направлений позволит придать школе статус культурно-исторического образовательного центра, объединяющего жителей села, позволяющего достойно жить, позволит сохранить историческую память о самобытной сельской культуре. Созданная среда будет призвана побуждать к определённому образу жизни детей и родителей, обеспечит преемственность между поколениями.
Культивируемый образ жизни, направленный на сохранение культурных и исторических ценностей, станет действительным «условием становления личности детей» (Е.В. Боровская, 2009; с.6).
Актуализированные, персонализированные и персонифицированные ниши: музей, краеведческая гостиная, творческие клубы, музыкальная школа, художественные объединения и др. — предоставят безграничные возможности для самореализации детям, родителям, старшему поколению, выпускникам, тем, кто покинул пределы села, но не остаётся равнодушным к его проблемам.
В то же время школа на селе – это большая семья. Укрепление семейных связей, сохранение исторической памяти, традиций,– уверенные шаги на пути к воспитанию личности, имеющей потребность создавать вокруг себя красивое, добротное и умеющей сохранять накопленное предыдущими поколениями наследие.
Литература:
- Боровская, Е.В. Образ жизни школьника как условие становления его личности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] /. Е.В. Боровская – Нижний Новгород, 2009 г. – 192 с.
- Волкова, Л.В. Педагоги как субъекты средообразовательного процесса в школе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] /. Л.В. Волкова – Нижний Новгород, 2010 г. – 200 с.
- Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория./Л.И. Новикова // Педагогика. — 2000, №5, с.28-35.
- Новикова, Л.И Школа и среда /Л.И. Новикова // – М.: Знание, 1985. – 80 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»)
- Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб. / Ю.С. Мануйлов. – М.; Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.
- Мануйлов, Ю.С. Предметно-эстетическая среда ученического коллектива и её влияние на личность старшеклассника: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Ю.С. Мануйлов. — Москва, 1