Технологическая карта урока как фактор качества образования
Ю.С.Мануйлов Y.S.Manuylov@yandex.ru
1. Технологическая карта как продукт творчества самого учителя в общем виде является проектом урока.
2. Технологические карты урока могут быть двух видов: линейные и нелинейные. Линейные имеют вид прямоугольной таблицы с графами-компонентами образовательного процесса. В них задан порядок выполнения действий. Нелинейные технологические карты предстают в виде кругов с секторами. Порядок выполнения действий в них произвольный.
3. Урок принято считать «единицей образовательного процесса». Однако с управленческих позиций это место-пространство (хронотоп) непосредственного или опосредованного влияния учителя на учащихся. Именно поэтому технологическая карта урока как инструмент и продукт интеллектуального труда самого учителя отражает логику педагогического процесса.
4. Модель педагогического процесса обычно состоит из педагогической цели (целей), действий учителя и действий учащихся, чему соответствует и форма технологической карты, в которой минимум три графы.
5. При этом в практике исходными являются целерациональные действия учителя, ученические же действия полагаются как желательная ответная реакция.
6. На наш взгляд, при составлении технологической карты следует исходить из целерациональных действий учащихся, которые могут привести их к достижению целей, а потом прописывать действия педагога, способные предположительно вызвать у учащихся нужную активность и обеспечить должный образовательный эффект на уроке.
7. ФГОС обязывает видеть в школьнике обучающегося, то есть субъекта познавательной активности. По действиям обучающихся, а не учителя следует судить об эффективности урока. И это положение принципиально меняет подход к конструированию урока. Прогностическая модель активности школьников на уроке должна предшествовать проектированию собственных действий педагога. Выстраивается следующая схема: педагогические цели — ученические действия (в том числе УУД), ведущие к цели, – учительские действия (управленческие), обеспечивающие результат.
8. Но технологическая карта может включать и другие структурные элементы педагогического процесса: предметное содержание, формы, методы, приемы работы, время и место выполнения действий и пр. Единого взгляда на структуру нет, и поэтому педагог выбирает удобную для себя форму технологической карты.
9. Наш анализ более трехсот технологических карт, составленных учителями из различных регионов России в 2014-2015 годах, показывает, что разделы (графы) технологической карты и их месторасположение варьируются. Иногда вместо целей встречаются задачи, вместо задач — этапы работы на уроке, а вместо этапов — дозировка (отводимое на работу время: 1-5-10 минут и пр.)
10. Чем же отличается технологическая карта урока от других проектных форм, таких как планы, сценарии и конспекты урока?
11. Прежде всего, уровнем отвлеченности от внешнего хода событий и глубиной понимания педагогической сути организуемого занятия. Урок выступает пространством причинно-следственных связей и зависимостей между педагогическими целями, способами, средствами и управленческими действиями педагога. Для чего, зачем, с помощью чего, благодаря чему…? Вот круг вопросов, на которые дает ответ технологическая карта. Все частное, конкретное, театральное опускается как несущественное и остается только техника и логика достижения цели.
12. От плана урока технологическая карта отличается схематичностью. Она дает общую характеристику действий, определяет их предметное содержание, форму и способ выполнения в контексте фундаментальных понятий педагогики.
13. Карта призвана сформировать у учителя правильную установку на урок. Она служит каркасом урока и учит искусству подчинять учебный материал и работу детей логике достижения педагогической цели, рассматривать, подчеркнем, урок не с культурологических, идеологических и иных, а именно, с педагогических позиций (с точки зрения возможностей обретения учащимися надлежащих качеств, свойств, ценностей). 14. Карта учит придерживаться научной логики при конструировании урока, рассматривать событие на уроке как звено в системе связей, видеть причины и следствия, всю цепь зависимостей результата от условий обучения.
15. Технологическая карта как педагогический навигатор служит методологическим ориентиром учителя, его логической и понятийной опорой на уроке, учит мыслить масштабно и последовательно в системе основных понятий образовательного процесса. 16. Разработка технологических карт это путь повышения качества урока.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.