Взаимодействие как со=бытие. В повседневной жизни редко выдаются События. Дети и взрослые привыкают к обыденности. Личностью же становятся только в пространстве социально значимой событийности, открывающей новые горизонты индивидуальной жизни.
Событийность надо специально подготовить вместе с детьми. Она – совместное проживание жизнедеятельности и одновременно рождение нового понимания совместности и индивидуального со=бытия с другими.
Но и обыденность можно принимать как приготовление к событийности, когда каждая заурядная ситуация, рядовой разговор или привычная деятельность приносит удовлетворенность взаимодействием и готовит появление нового смысла и возникающей ситуации развития взаимодействия.
Надо разделять внешнюю событийность (которую можно организовать с определенной частотой) и внутреннюю (которая должна быть понята как феномен внутреннего расширения культурного опыта). В событийно организованной деятельности внутренняя установка ребенка и взрослого – насышенно прожить ситуацию со значимыми другими или значимым другим, обрести новые жизненные силы, доставит и почувствовать радость общения и диалога.
Успеха добиваются те педагоги, которые строят свою работу и взаимодействие с детьми и родителями на основе принципа событийной деятельности, избегая тривиальности, предполагая оригинальный ход организуемой деятельности и готовность к импровизации. Педагогик, выстраивая собственный, авторский стиль взаимодействия, не рассматривают его как устоявшийся набор организованных мероприятий, повторяющихся с некоторыми вариациями из года в год. Они действуют иначе: продумывают вместе с детьми и родителями основные идеи взаимодействия, строят его сложную конструкцию, предусматривают место для «сюрпризов» и инициативы детей.
В нашей педагогике, казалось бы, давно разработаны основы воспитательной работы. Есть достаточно разных методических изданий, подробно рассказывающих о содержании и формах ее организации. Классный час признан ее стержнем. На страницах пособий выстроена достаточно четкая система, даются образцы дневников воспитательной работы и примеры циклограмм, представлены неплохие сценарии и разработки по отдельным мероприятиям: так что классному руководителю можно без труда воспроизвести чужой педагогический опыт, если у него нет времени на собственные творческие разработки.
Однако то, что было событием для кого-то, становится при многоразовом использовании тривиальностью. Так мы получаем феномен превращения взаимодействия с детьми в формальную воспитательную «работу», которая в идеале должна быть открытой для творчества, т.е. способной преодолеть исходную «технологию» (технология это всегда жесткость) и опереться на идеи, рожденные в сотрудничестве. Педагогу, конечно, полезно знать, как быстро и на требуемом уровне организовать для детей и с детьми нужное и интересное дело. Но ему надо уметь решать задачи нестандартно. Типовые методические рекомендации можно использовать в практике руководством класса, ведь классному руководителю приходится быть умелым менеджером, но здесь существует опасность привыкнуть действовать в формальном, манипулятивном стиле. Для администрации же школы и инспекторов привычные формы организации удобнее: сразу виден «фронт работы» и педагогов легко сравнить. Это вписывается в распространенное понимание педагогических «технологий». Поэтому на вопрос «Может ли воспитательная работа быть технологичной?» вполне уместен ответ – «может». Но тогда вряд ли она откроет для детей событийность их жизнедеятельности (особенно внутреннюю событийность, которая необходима для их идентичности). В этом смысле «событийность и технологичность» — противоречат друг другу.
Иной раз приходится видеть мероприятие, которое быстро проходит «как по нотам». Дети «отработали» и разошлись: так они привыкают выполнять порученное дело бездумно и формально, не видя в нем со=бытия и не проявляя интереса к активной публичной жизни.
Оценивая массовую технологизацию педагогической деятельности как особенность нашего времени (где действует общая тенденция к бюрократизации и администрированию), надо все же признать, что она не отвечает сущности взаимодействия детей и взрослых. «Технология» в педагогической практике – скорее удобный самообман и своеобразная защита педагога от жесткого стороннего контроля, поскольку иногда «технологией» можно прикрыть нежелание разрабатывать собственные педагогические приемы взаимодействия с детьми.
В пространстве глубинного общения и событийного взаимодействия с ребенком обычные технологические приемы фронтальной воспитательной работы не ведут к успеху.Педагогическое общение не терпит суеты, оно не рецептурно. Оно требует педагогической интуиции и умения организовать взаимодействие с детьми гибко и креативно. Если нет выдумки и инициативы, «технологии» не помогут. Здесь нужны: готовность строить дружеские взаимоотношения, умение собирать творческие идеи и выстраивать из них общую интересную деятельность.
Вопрос о пределе действия воспитательной технологии только приоткрыл для нас внешний слой проблемы. Понимание норм и ценностей воспитания – как подводная глыба айсберга – начинается ниже видимой линии мероприятий (как бы четко и содержательно они ни были организованы. Мало провозгласить гуманистическую направленность классных часов. Их еще надо сделать гуманистическим СО=Бытием, СО=БЫТИЙНОЙ ЖИЗНЬЮ для всех и каждого. К сожалению, часто классные часы превращаются в привычное «отсиживание» детей в классе, в дополнительный урок «воспитания» или монолога учителя на внеучебную тему, эффективность которых невысока. Такие классные часы не затрагивают глубинных пластов жизни и актуального саморазвития ребенка, а воспринимаются им как скучное продолжение обязательных занятий. Ребенок же становится элементом педагогической технологии, а вовсе не автором собственной жизнедеятельности. Кризис воспитания, о котором говорят многие педагоги, существует не потому, что воспитательной работы «мало» ( ее как раз много) или она не упорядочена (она осуществляется по плану каждую неделю), а потому, что она – «не о том».
Текст печатается с сокращениями по источнику: Международная научно-практическая конференция «Воспитательная система как социокультурный феномен: прошлое, настоящее, будущее» (г. Москва, 5-6 октября 2010 года). Сборник статей. –М.: Институт теории и истории педагогики РАО, 2010.