10 января 2023 года 70-летний юбилей у профессора, доктора педагогических наук, автора теории средового подхода, ученика академика Людмилы Ивановны Новиковой Юрия Степановича Мануйлова.
Научно-педагогической деятельность Ю.С. Мануйлова началась в г. Кустанай (теперь — Костанай) Республики Казахстан (ранее в составе СССР), тематика эстетического привлекала молодого исследователя и в связи с увлечением музыкой, и благодарю поддержке близких, и той культурно-образовательной среде, в которой весомое место отводилось живописи, поэзии и философии. В 1975 г. Юрий Степанович окончил Кустанайский педагогический институт. По окончании института учился в аспирантуре НИИ теории и истории педагогики АПН СССР, где и состоялась встреча с Людмилой Ивановной Новиковой. Под ее руководством была защищена кандидатская диссертация по теме «Предметно-эстетическая среда ученического коллектива и ее влияние на личность старшеклассника». Позже был путь управленческой деятельности, глубина размышлений, встречи и переписка с Людмилой Ивановной и непростой путь ученого, увлеченного поиском научной истины более званий и регалий. В 1988 году Ю.С. Мануйлову присвоено ученое звание доцента (позднее профессора). В 1990 г. поступает в докторантуру Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, по завершении которой под руководством академика Л.И. Новиковой защищает докторскую диссертацию по теме «Средовой подход в воспитании» (1998).
В разные годы Ю.С. Мануйлов работал заведующим кафедрой педагогики и методики воспитательной работы Кустанайского пединститута, заведующим лабораторией проблем новой школы, директором Кустанайского областного института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, проректором по науке Нижегородского института развития образования, заведующим лабораторией среды и средовых исследований в образовании, профессором кафедры педагогики и андрагогики, заведующим научно-исследовательского центра современной педагогики Мининского университета, руководителем Центра научных инвестиций и общественной научной лаборатории среды и средовых исследований в образовании.
Более 40 лет предметом научного интереса ученого является среда как условие и средство воспитания личности школьника (более 100 публикаций) и инструмент опосредованного (через среду) управления процессом развития и формирования личности человека. Результаты научного исследования и практики освоения средового подхода представлены в научных сборниках, журналах («Педагогика», «Алма-Матер», «Народное образование», «Воспитательная работа в школе», «Вестник УРАО» и др.), методических и дидактических пособиях. Монография «Средовой подход в воспитании» и сборник статей «Воспитание средой» неоднократно переиздавались.
Учебно-методическое пособие «Опыт освоения средового подхода в образовании (в соавторстве с Г.Г. Шеком) популярно среди практиков, осваивающих теорию и технологию средового подхода.
Передовым изданием остается, изданная еще в 2010 году «Модель мониторинга образовательного процесса в логике средового подхода», выполненная при участии сотрудников лаборатории среды и средовых исследований в образовании.
Ю.С.Мануйлов является основателем современного научного направления в педагогике, вышедшего из научной школы академика Л.И.Новиковой и обогащенного современными идеями синергетики, кибернетики и философской лингвистики. Основная концептуальная идея ученого в понимании среды как средства развития и формирования личности ребенка.
Исследователь ввел в педагогику термин «средовой подход». Тезаурус педагогики обогатился дискурсивными, но очень привлекательными понятиями «ниши», «стихии», «меченые», «трофика».
В разные годы Ю.С.Мануйлов читает авторские лекционные курсы: «Основы средового проектирования», «Теория и практика опосредованного (через среду) управления в образовании», «Образовательное учреждение как среда становления личности», «Моделирование образовательной среды и мониторинг средообразовательной деятельности ОУ», «Средовой подход к организации урока» и другие.
Под руководством Ю.С.Мануйлова защищено четыре диссертационных исследования по темам «Средовой подход как педагогическая инновация и условия его освоения» (Г.Г.Шек), «Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя» (Р.А.Кассина), «Образ жизни школьника как условие становления его личности» (Е.В. Боровская), «Педагоги как субъекты средообразовательного процесса в школе» (Л.В. Волкова). Ю.С. Мануйлов выступал консультантом в подготовке кандидатской диссертации «Средовой подход в управленческой деятельности специалиста по физической культуре» (В.Я.Барышников). Уровень требований, предъявляемый к соискателям ученой степени очень высокий и эта планка никогда не снижалась.
В разные годы Ю.С. Мануйлов был членом диссертационных советов, оппонентом диссертационных исследований, организатором и участником международных и российских конференций. С 2002 года регулярно проводятся летние научно-методологические школы исследователей среды, вдохновением для которых послужили летние школы Х.Й. Лийметса.
Особый пласт научно-практического сотрудничества — это экспериментальная и инновационная деятельность в сотрудничестве с коллективами школ, руководители которых поддерживали внедрение технологии опосредованного (через среду) управления. Особый пласт инновационной деятельности — это Костанайский опыт, когда внедрение средового подхода способствовало повышению качества образования и воспитания, а также опыт школ Москвы, Перми, Нижнего Новгорода и др.
От всей души поздравляем Вас, Юрий Степанович, и желаем многие лета пребывать в творческом поиске, свершениях и здравии!
Очень хочется пожелать Вам, чтобы Ваша среда позволяла и помогала вести творческий, научный и созидательный образ жизни, чтобы управленческие инструменты средового подхода могли плодотворно быть используемы в современном образовании вопреки тем стихиям, которые нуждаются в устранении их негативного влияния. Пусть будет больше возможностей и трофического потенциала для того, чтобы реализовались Ваши научные устремления и, чтобы Ваши ученики, которые еще в силах, могли заниматься научной деятельностью вопреки стихиям мира сего. Пусть будет возможность общения с положительно мечеными учеными, педагогами, руководителями, исследователями!
Здоровья и многие лета Вам, Юрий Степанович!
(фотографии из открытых источников в интернете: https://mininuniver.ru/science/centers-laboratories/n.. ; http://www.ni-centr.ru/imidzh-galereya/akademik_l_i_n.. )
Автор текста Боровская Е.В.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.