С 1 по 3 ноября 2013 года в г. Нижний Новгород состоялся межрегиональный научно-практический семинар «Средовой подход: перспективы в образовании».
В работе семинара приняли участие учёные и педагоги-исследователи среды в образовании из разных регионов России.
1
Руководил работой семинара доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра научных инвестиций в образовании, зав. общественной научной лабораторией среды и средовых исследований в образовании Юрий Степанович Мануйлов.
Публикуем фотографии участников, их заметки и комментарии к событию
- Елена Викторовна Боровская Заметки о прошедшем 1-3 ноября 2013 года межрегиональном научно-практическом семинаре «Средовой подход: перспективы в образовании»
«Семинар состоялся!
Нижегородский филиал МЭСИ (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики) предоставил возможность провести его в ходе недели науки и инноваций.
Выражаем благодарность за содействие в проведении семинара директору нижегородского филиала МЭСИ, заслуженному учителю школы РФ, почетному работнику профессионального образования Шуваевой Зинаиде Степановне и заместителю директора по развитию, к.б.н., доценту Федулиной Славе Борисовне.
Для организаторов мероприятия проведение научно-практического (не обучающего (!)) семинара в формате одновременного живого общения и Интернет-коммуникации с регионами Российской Федерации (г.Москва, г.Екатеринбург, г.Пермь), Республика Казахстан (г.Костанай), Республика Беларусь (г. Минск) само по себе было инновационным.
Благодаря Интернет-технологиям нам удалось услышать и одного из активных зачинателей средового движения в Костанайской области республики Казахстан, учителя-исследователя Надежду Алексеевну Окуневу. Состоялся разговор с заслуженным учителем Российской Федерации, директором-исследователем Зинаидой Яковлевной Шевченко (115-ая школа г. Перми). Мы видели молодого Белорусского исследователя, преподавателя инженерно-педагогического факультета Белорусского национального технического университета Ирину Владимировну Игнаткович (к сожалению, не все подвластно еще человеку в отношении с техникой)… Видели, но не слышали (и такое бывает)…
Организаторы и участники видели лица друг друга (а это самое главное для людей, собравшихся из разных мест, достаточно удаленных друг от друга). Перечислю лишь географию участников «живого» общения: г.Москва, г.Ковров, г.Петушки (Владимирская область), г.Нижний Новгород, г.Выкса, г.Дзержинск, г.Бор, с. Муравьиха Дальнеконстантиновского района (Нижегородская область).
Все участники были представлены друг другу… И в официальной обстановке и неформально за чашкой чая… Впрочем, официальная и неформальная обстановка были одинаково доброжелательными и комфортными….
Все участники художественно изображали свое понимание средового подхода. И это был своеобразный тест… Почти все участники – не новички, знакомы с теорией и апробировали ее на практике. Но были и те, кто первый раз оказался на таком непривычном собрании, где ученые и практики говорят на одном языке… Настоящая выставка рисунков выражала понимание участников и их отношение к непростому и с теоретической и с практической точки зрения средовому подходу в образовании… Но тем, кто находился «по ту сторону» экрана, конечно, было трудно попасть в «ритм живого общения». И этот момент, конечно, учтем, в следующих наших мероприятиях….
Неожиданную стихию внесли новые гости, которые увидели объявление о проходящем семинаре… К сожалению, они пропусти начало семинара, его преамбулу, в которой означивалось известное для участников из информационных писем условие, суть которого в том, что содержание семинара рассчитано на тех, кто в какой-либо степени знаком с теорией средового подхода… Новичкам было не совсем комфортно, хотя мы и постарались уделить им внимание, вовлечь в круг общения… Пожалуй, в поле вопросов легко вошла лишь Елена Николаевна Струнина (культуролог, учитель школы и преподаватель вуза, ученица Веры Алексеевны Фортунатовой)… В размышление о происходящем включилась и Елена Михайловна Солина (философ, доцент НФ УРАО).
Подзадоривал аудиторию своими вопросами энциклопедически эрудированный Сергей Евгеньевич Мартов (исследователь и экспериментатор по духу).
Для участников было значимо и обращение к истории, и мнениям известных ученых… Аксиологический смысл средового подхода был представлен текстами Василия Васильевича Давыдова, Виктора Ивановича Слободчикова, Юрия Степановича Бородского, Евгения Петровича Белозерцева, Анатолия Аркадьевича Фролова.
Кульминацией первого дня семинара стал доклад профессора Ю.С. Мануйлова о барьерах на пути реализации средового подхода. И неудивительно, так как сюжетная линия мероприятия основывалась на гамлетовском вопросе «быть или не быть»… Или есть ли перспективы у теории, методологии и технологии средового подхода….
Вопросы и суждения были у многих участников… Но главными экспертами выступали профессоры Михаил Владимирович Воропаев (Москва) и Юрий Степанович Бродский (Екатеринбург)… Благодаря Интернет-коммуникации мы смогли уменьшить расстояния…. Тема не закрыта… И есть еще над чем поразмышлять всем средовикам….
После небольшого перерыва выступил вдумчивый нижегородский исследователь Алексей Константинович Киселев. Совершенно неожиданным для многих был найденный им перевод с английского слова «компетенции» … Виртуальные ниши, которые анализировал педагог, хотя и привычны для многих детей, но, знакомы не всем педагогам… Серьезное исследование, надеемся, состоится в перспективе!
И в завершении насыщенного дня был представлен доклад Евгения Владимировича Орлова о средовом подходе как технологии социального управления… Все остальное, как принято говорить на нижегородской земле «не убралось» по времени… в рамках одного дня….
В ходе работы удалось представить немного интересного из опыта участников, которые смогли быть лишь в первый день семинара. Гусева Алла Леонидовна, Пилипенко Евгения Викторовна, Ирина Львовна Бутузова – педагоги и администраторы (Дворец детского (юношеского) творчества г. Дзержинска) коснулись в разговоре своего эксперимента и его результатов, Грядкина Вера Михайловна и ее коллега – молодой педагог и администратор (Муравьихинская средняя школа) пока внимательно слушали всех участников… Надеемся, что они еще скажут свое слово….»
1
На семинаре выступила и к.п. н. Ирина Николаевна Попова, руководитель нашей опытно- экспериментальной площадки. Она рассказала слушателям об актуальных социальных практиках в современном образовании. Наша коллега Н.В. Гладских, зам. директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 9 г. Коврова Владимирской области высутпила с сообщением о воспитательном потенциале школьного сайта.
2 ноября в рамках семинара педагог- орагнизатор Михаил Руфаилович Молодцов представил опыт работы нашей школы. Для участников мы организовали мастер- класс на тему «Реализация проектной деятельности в условиях школьного музея». В ходе моделирования поисковой игры, участники неформально познакомились с историей школы, её достижениями и успехами. Состоявшееся событие имеет большое практическое значение для педагогики в целом, так и для развития средового подхода в образовании. Надеемся на дальнейшее сотрудничество нашей школы и общественной научной лаборатории среды и средовых исследований.
1
- Средовой подход: Казахстан, Россия, Беларусь http://www.orley-kost.kz/index.php/ru/news/393-sredovoj-podkhod-kazakhstan-rossiya-belarus
1 ноября 2013 года филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» в рамках международного сотрудничества с Нижегородским филиалом Московского Государственного Университета Экономики, Статистики и Информатики и лично с доктором педагогических наук, профессором, разработчиком технологии опосредованного управления в образовании, директором Нижегородского Центра Научных Инвестиций Мануйловым Ю.С. провел международный Интернет — Форум «Средовой подход: перспективы в образовании».
В семинаре приняли участие педагоги филиала и Костанайской области, ученые и педагоги России и Республики Беларусь.
Тема средового подхода в образовании остается актуальной для ученых и педагогов международного пространства.
Выступающими было отмечено, что в педагогике широкое распространение получили деятельностный, личностный, индивидуальный подходы, эффективность которых была подтверждена самим ходом развития воспитательной практики. Но жизненные ситуации все более подводят к необходимости учитывать возрастающую роль и значение среды в развитии детей, в осуществлении самих вышеназванных подходов.
1
- Елена Викторовна Боровская Благодаря Интернет-коммуникациям, которые осуществляются замечательными людьми, можно прочитать заметку на страничке Ирины Николаевны Поповой https://www.facebook.com/popovain
- Ирина Попова Ловлю себя на мысли, что результаты семинара, возможно, далеко не только в том, что он состоялся и там обсуждались серьезные проблемные вопросы современной педагогики. Но и в том, что мыслями хочется снова и снова возвращаться в ту атмосферу и те события, свидетелями которых мы были 1-3 ноября. Хочется вспоминать людей и их доклады и выступления… Было просто отлично! Еще раз спасибо!
- Semen Podkar Средовой подход мог бы иметь перспективы в расширении практической имплементации. Давайте попробуем в информационно-коммуникационном дизайне. Расширим дискурс?
- Гировка Николай как мне представляется, этот процесс вообще не покидает человека никогда, а среда (их очень много) не просто окружает человека, а его ведет, хорошо бы ее немножко понимать
- Наталья Чуркина среда- одна, а ниш в ней много,трофика разная и меченые тоже, вот нам практикам и важно моделировать эту среду, например в школе.
- Елена Тюттерина Для вдохновения, Елена Викторовна! Мы, действительно, сделали очень хорошее дело, и наш семинар «Средовой подход: перспективы в образовании» получился! Спасибо Вам огромное! Тюттерина Е.В.
- Юрий Бродский Присоединяю свой голос к поздравлению: семинар коллектив средовиков провёл очень успешно! При этом — не благодаря, а вопреки, умно и мужественно преодолевая вихри враждебных, разрушительных стихий… Так держать! Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (В. Каверин)
1
1
1
Ролик с выступлением Е.В.Боровской на конференции в Оренбурге. LifeSize Video Center — ОГПУ зал ВКС — 06 November 2013 — 5