Известно, что один из мэтров системного подхода в педагогике А.Т.Куракин, считал педагогику отраслью социального управления. В тоже время академик Х.Й.Лийметс определял воспитание как управление процессом развития и формирования человеческой личности.
Мы полагаем, что воспитание средой – как наиболее тонкая сфера педагогического труда, представляет особую форму управления через среду, с помощью среды. Говоря иначе, это форма опосредованного управления развитием и формированием человеческой личности. Если быть точным, не среда воспитывает, а субъект воспитывает через среду.
Особенностью воспитания средой является то, что процесс протекает незаметно, естественно, непринужденно, осуществляется постоянно, не прекращается ни на минуту, охватывает различные стороны личности, многоаспектно. Но самое главное, такое воспитание действенно, результативно.
Что собой представляет план воспитания средой?
В общем виде он содержит:
1) план получения среды с надлежащими (в худшем случае приемлемыми) характеристиками;
2) план привлечения детей в среду;
3) план пребывания детей в среде.
Поскольку воспитание средой может осуществляться по плану, построенному на основе и с учетом системных связей, то мобилизация усилий направленных на поиск и обнаружение, производство и получение недостающих звеньев воспитательной (технологической) цепи, составляет предназначение задачи. В этой функции управленческая задача выполняет роли аттрактора (привлекающего фактора) и активатора (возбуждающего умственную активность).
Природа появления управленческой задачи исследована неполно. Общие закономерности раскрываются преимущественно в публикациях, посвященных решению творческих задач (К.Дункер, П.В.Конаныхин, С.Г.Перевалов, В.Ф.Спиридонов и др.).
Имеются основания рассуждать следующим образом. Педагогическая цель как желаемый результат (дети должны что-то уметь и нечто иметь в жизни), соотнесенная субъектом управления с обстоятельствами и его обязанностями обеспечивать, оказывать, обучать, формировать, развивать, приобщать, прививать, придавать, растить и пр., — проблематизирует ситуацию, порождая вопрос «Как?», и в конечном итоге озадачивает необходимостью поиска и нахождения средства для достижения цели. В зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в образовании, субъекта управления могут занимать задачи различного класса и уровня.
Самый простой класс задач это задачи на выполнение средообразовательных действий. Решение принимается только относительно состава и качества выполняемых субъектами управления действий со средой. Такое возможно при наличии модели надлежащей среды и образа жизни, упрощающих нахождение и реализацию решения.
Следующий по сложности класс ориентирован на получение среды с требуемыми характеристиками параметров. Решение достигается на уровне функционирования трофических ниш (параметр возможного) и действия стихий (параметр вероятного), а также меченых как агентов и организаторов среды. Условием решения практической задачи является исходное знание существующего и должного образа жизни, необходимого для создания нужной обстановки. А в последствии и наличие плана действий со средой.
Далее по степени сложности следует класс задач на укоренение целесообразного (правильного по отношению к целям) образа жизни обитателей среды. Задачи такого класса предполагают работу со всеми составляющими среды (ниши, стихии, меченые) и принятия мер по совершенствованию управленческих действий (содержания, способов выполнения, форм осуществления). При этом объем работ возрастает, ибо увеличивается количество звеньев управленческой цепи, требующих не только внимания, но и затрат человеческой энергии.
Наконец, самыми сложными являются задачи на развитие и формирование личности. Они требуют системного решения и осуществления комплекса мер по диагностике составляющих воспитательной системы со «средой-средством», а также проектирования и преобразования четырех элементов управленческой цепи. К ним относятся:
- личность индивида в значении цели и результата;
- образ жизни личности как способ достижения цели;
- среда в понимании воспитательного средства;
- средообразовательная деятельность субъекта управления как действующая причина.
Заметим, что содержание управленческих задач зависит от наличной ситуации и принятой «на вооружение» концепции, особым образом структурирующей материал и программирующей поведение субъектов управления. Все это свидетельствует о том, что управленческие задачи появляются вместе с формулировками, содержащими в себе вариант ответа и план работы.
Таким образом, задача исполняет роль артефакта (искусственно сделанный) в деятельности любого педагога, организуя поиск и приближая его к цели. Вот то поле неизвестного, что еще предстоит изучить и понять роль задачи в осуществлении плана воспитания средой.