Уважаемые коллеги, реакцией на приглашение участвовать в создании сборника «С чего начинается Родина?» стало короткое обращение Маргариты Шашуриной из Калининграда. «Почему тема Родины сегодня стала такой острой? Где истоки проблемы? Может быть, они в наших детских впечатлениях? И тогда самое время обратиться к педагогам, задав им вопрос: а, собственно, «с чего начинается Родина?» Дискуссионной площадкой становится новый педагогический сборник. Публикация в сборнике — это возможность для педагога осмыслить и представить коллегам и общественности свое профессиональное кредо, предложить интересные пути развития методов и форм воспитания наших учеников, почувствовать себя востребованным самим Временем, осознать созидательность и творческую роль своего труда. Примите приглашение!»
Но история на этом не закончилась. Сразу за этой публикацией, то ли случайно, а может быть преднамеренно, известный философ Михаил Эпштейн поделился на страничке Фейсбука мыслями о видах патриотизма. В виду оригинальности и неоднозначности трактовок данного социально-психологического явления редакция сборника решила опубликовать его небольшой текст, полагая, что он не оставит равнодушными наших подписчиков.
«Есть выражение «ура-патриотизм», которое в словарях определяется как «показной и шумный патриотизм», поскольку он бурно восхищается всем происходящим на родине. Но почему другие междометия не могут выражать какие-то существенные формы и оттенки патриотизма — грустного, горького, страдающего, удивленного, ироничного, критического, обличительного?
Утвердительные формы патриотизма:
«ай-люли-патриотизм» — сентиментальный, душещипательный, умилительный, со слезой.
«ах-патриотизм» — мелодраматический, склонный к театральным эффектам.
«вау-патриотизм» — молодежный и спортивный патриотизм, граничащий с изумлением и восхищением: вот так прикол, вот что родина учудила!
«угу-патриотизм» — мрачно поддакивающий, безрадостный.
«бла-бла-патриотизм» — риторический, болтливый, декларативный.
Репрессивные формы патриотизма:
«чур-патриотизм» — охранительный патриотизм, враждебный всему новому и иностранному, близкий ксенофобии.
«цыц-патриотизм» — патриотизм, который пытается заглушить своих оппонентов.
Критические формы патриотизма:
«долой-патриотизм» — протестный, отрицающий патриотизм.
«увы-патриотизм» — патриотизм, скорбящий о том, что происходит на родине, горький, подчас язвительный.
«ну-ну-патриотизм» — скептический патриотизм, с недоверием воспринимающий действия властей.
«ха-ха-патриотизм» — иронический или саркастический патриотизм, смеющийся над тем, что уродует родину.
Примеры:
Ура-патриоты всегда ненавидели увы-патриотов и обвиняли их чуть ли не в измене. Но среди мыслящих людей преобладали увы-патриоты и даже долой-патриоты.
В русской классике 19 в. выражен самый широкий спектр патриотических чувств, вплоть до толстовского долой-патриотизма и щедринского ха-ха-патриотизма.
В массовой пропаганде преобладают ура-, чур- и цыц-, но постепенно все это начинает восприниматься как бла-бла-патриотизм».
————————————————-
28.11.2014
Друзья, в основе Патриотизма лежит Чувство Родины, глубокое чувство укорененности в национальной культуре. На мой взгляд, всякого рода рассудочность со знаком плюс или минус к этому сакраментальному чувству не имеет прямого отношения. Поэтому, при всем уважении к выдающемуся философу и лингвисту Михаилу Эпштейну, я не могу согласиться с его мнением о возможном существовании разных видов патриотизма. Патриотизм: он есть или его нет. Полагаю, могут быть разными умозрительные формы его представления, но причиной их публичной демонстрации нередко выступает отношение к власти, режиму. Конъюнктура ничего общего не имеет с Чувством Родины. Готов допустить, что существуют виды псевдопатриотизма, но это уже другая тема для обсуждения. Кстати, на фейсбуке периодически появляется саркастическое высказывание известного в стране сатирика Михаила Жванецкого, объективно «подливающего масло в огонь» дискуссии . Вот оно: «Патриотизм -это четкое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, почему мы должны жить хуже других». Во-первых, это не суть патриотизма, даже не бла-бла-патриотизма, а просто бла-бла, хотя и элегантное! Во-вторых, выходит так, что четкое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, почему мы не должны жить хуже других уже не патриотично, что является нонсенсом. И в-третьих, до новых встреч.
————————————————-
29.11.2014
Привет всем! В полемике со своими идейными аппонентами — Славянофилами Западники (19 век) язвительно высмеивали так называемый «Квасной патриотизм», так что не всегда»чувствующие» «обижали» бедных «мыслящих», наблюдалось и обратное . Настоящий патриот не только любит Родину, но и не может о ней говорить плохо, как минимум. Разумно ли отождествлять Родину с государством, властью, политическим режимом и уровнем жизни, высоким или низким? Считаю, что нет. А как считаете вы?
—————————————————
30.11.14
Привет!
Сегодня мне встретилось высказывание Александра Сергеевича Пушкина «Я далёк от того, чтобы восхищаться всем, что вижу вокруг себя; как писатель я огорчён…, многое мне претит, но клянусь вам моей честью – ни за что в мире я не хотел бы переменить Родину, или иметь иную историю, чем история наших предков, как её нам дал Бог».
Замечательно высказывание писателя 19 века Василия Васильевича Розанова: «Счастливую и веселую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец глупа, наконец даже порочна».
Однако, возникают вопросы, что значит любить, как любить — эмоционально ли, деятельно? Моя позиция: если любишь, то защищаешь, но защищаешь то, что тебе дорого — свою среду и образ жизни. Различие в среде и образе жизни людей делает одних патриотами, других предателями. Эти понятия относительны или абсолютны?