07.12.14
Доброе утро! Сегодня хотелось бы порассуждать о среде, точнее о художниках, которых интересовали не просто пейзаж или исторические события, не столько интерьер или натюрморт, сколько окружение человека, а точнее его среда. Как известно, в педагогике среда рассматривается в единстве с человеком. Среда — это то, среди чего пребывает человек (постоянно или временно) и что оказывает на него влияние. С этой точки зрения, на мой взгляд? интерес представляют лишь несколько известных художников, среди которых на первое место я бы поставил нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего. В его полотнах не только много простора, перспективы,открывающих человеку возможности. Но художник рисует и образ жизни человека как типичного представителя сформировавшей его среды. Его персонаж может мыслиться субъектом среды и ее порождением. Деловитость и активность его героев в разных картинах сочетается с поэтикой их природного окружения, с мягким лиричным пейзажем. Одним из шедевров мастера является полотно под названием «Падение Икара».
——————————————————————————
——————————————————————————
Здравствуйте, друзья и коллеги. Замечательный образ среды как средоточия явлений одного порядка был представлен Питером Брейгелем в картине, изображающей не только игры ( визуальная энциклопедия игр), но и людей играющих. Трудно представить реальную картину этакой игровой среды, где все люди одновременно и в одном месте только бы увлеченно играли, не заботясь о хлебе насущном. Условность такой ситуации очевидна. Но так среда представляется в некоторых социологических, социально-психологических, культурологических исследованиях. Специалисты в конкретных областях знания дают ей соответствующие названия: культурная среда, социокультурная среда, культурно-образовательная среда, образовательная среда, семейная, школьная, безбарьерная, производственная, архитектурная и прочая в различных модификациях. Влияние на педагогику смежных научных дисциплин значительно, поэтому эти понятия легко гуляют на ее просторах. Однако, в реальности оторвать предметы, звуки, формы, цвета, слова, занятия и действия людей друг от друга невозможно. В педагогике среда всегда есть среда воспринимающего и действующего человека, всегда находящегося в ее центре, чувствующего и переживающего разнообразные воздействия. Среда есть то, среди чего пребывает субъект, что посредствует и опосредует, и в конечном итоге осредняет его личность. Иначе говоря, среда феноменальна, в отличие от пространства и объективного мира. Это принципиально важно, только такой взгляд позволяет видеть в ней средство влияния и управления процессом развития и формирования человеческой личности. А это уже Средовая педагогика. Всего доброго, средовики!
——————————————————————————-
09.12.14
Добрый вечер! Подобно приведенной выше картине Питера Брейгеля Старшего ощущение нереальности происходящего оставляет известное его полотно с сюжетами народных поговорок и пословиц. Работа вызывает ассоциации с картинами Иеронима Босха и, вероятно, должна была служить средством назидания и воспитания «от противного». Но что вызывало восхищение у зрителя 16 века, вряд ли будет возбуждать современника. Последнему нужна документальная достоверность или полный улет воображения, фэнтези.
Средовики же обратят внимание на технические приемы, позволившие живописцу изобразить среду как средоточие различных человеческих предрассудков и глупостей. Это исчезающий вверх горизонт, опускающий зрителя на уровень земного и низкого. Художник как бы делает зрителя соучастником «коллективного бессознательного». Это и многообразие людей, сцен и предметов, разбросанных в картине на разном удалении, создающем иллюзию объема и перспективы. Это взгляд художника чуть сверху, позволяющий снисходительно воспринимать и оценивать «происходящее». Наконец, это как бы «по живому» обрезанные края картины, заставляющие думать, что перед нами не вымысел, а правда жизни. На сегодня все. Будьте разумны и хорошего вам вечера. ЮСМ
—————————————————————————————
10.12.14
Приветствую, друзья!По картинам Питера Брейгеля действительно можно обучаться видению среды и «законам ее изображения»на плоскости. В этом смысле примечательны многие его полотна, но меня больше трогают те из них, в которых присутствует поэтика природы. Соединить мысль и чувство, увидеть человека и природу в гармонии не всегда удавалось художнику. Настоящим шедевром можно считать картину «Охотники на снегу», которая высоко котируется среди ценителей искусства. Картина полна лиризма. В ней группа охотников , как некое целое, образуют не зрительный, но смысловой центр картины. Периферию составляет среда, с заснеженным сельским пейзажем, крошечными человеческими фигурками на льду, темными голыми деревьями, воронами и собаками, сопровождающими охотников, дальним горизонтом с остроконечными верхушками гор на фоне влажного серого неба. Но именно эта среда-элегия создает настрой, определяет атмосферу картины и состояние ступающих по рыхлому снегу охотников. Картину невозможно передать словами, лучше всмотреться в нее и испытать нежность и светлые чувства. Приятного вам просмотра! ЮСМ