Поэт, ученый, учитель жизни… (о Виталие Яковлевиче Барышникове)

Поэт, ученый, учитель жизни…

 

«Я – Человек! Я – целый том….С душой открытой и лицом, С добром иду навстречу людям».  Это  точно схваченная самохарактеристика Виталия Яковлевича Барышникова, к  которой  хочется добавить еще несколько правдивых слов. «Что лесть? — писал наш герой, – бессилья символ. Она лишь счастье для раба». Сегодня общество ностальгирует по  временам, когда еще в цене была человеческая жизнь, а не человеческий капитал, ценилась разносторонняя личность, а  не «одномерный человек» (Маркузе), мерилом достоинства была человечность, способность к состраданию (а не конкурентоспособность), подвижничество, содержательность, а не гламур, оригинальность мысли, патриотизм, служение обществу, людям, профессионализм.

Виталий Яковлевич, в моем представлении, является представителем того социального типа, который сложился в стране победившего социализма и был охарактеризован  академиком  Г.Л. Смирновым в  его фундаментальном труде «Советский человек».  Виталий Яковлевич, каким я его  знаю, это мечтатель и реалист, поэт и ученый, спортивный деятель и педагог, человек с открытой душой и русским характером: «А я из простой, работящей породы, живых, незлобливых, надежных людей, из тех, кого ценят в народе, из тех, кто  так преданно любит друзей». В Виталии Яковлевиче я, прежде всего, вижу поэта-лирика. Он автор нескольких поэтических сборников. Его стихи о дружбе, женщине, подлинной Руси, человеческой судьбе светлы и проникновенны. Откуда у него такой дар? Может быть от самой природы-матери, воспитавшей в нем художественно-эстетическое восприятие мира.  На летней методологической школе в Пермском крае сколько раз я замечал, как он любовно  взирал на окрестлежащие изумрудные поля, на холмы, широкую полноводную Каму с остроконечными  пихтами на скалистых берегах, как он завороженно глядел на поднимающийся из-за горизонта оранжевый диск солнца, с каким наслаждением  косил траву  на хохловском косогоре, жадно впитывая энергетику  этого замечательного «места силы». Природа – одна из главных тем в его творчестве. Его поэзия лирична. «Парят облака надо мной в белой накидке, прозрачной и нежной…», «Я взволнован ветром ласковым, и безудержным пением птиц…» «Промчался над землею ветер и стали небеса чисты. Лишь падали дождинки с веток, да гром дочитывал стихи…» Природа для него — это не только объект очарования, но источник художественного вдохновения и душевной силы. «Стихии волна, словно лекарь исправный, мои залечит душевные раны, а волны прохладные Камы-реки мне снова себя обрести помогли».

Однако способность к поэтическому созерцанию природы и эстетическому сопереживанию — лишь грань личности Виталия Яковлевича. Он художник, но вместе с тем мыслитель: «С самим собой всегда в ладу, тому свидетельство мой нрав. Внимаю сердцу и уму, мне кажется, я в этом прав» (Из самооценки).  Эмоциональное и рациональное познание мира  нашло отражение в его занятиях наукой. Мне доводилось неоднократно встречаться с Виталием Яковлевичем на Летней методологической школе педагогов-исследователей среды в Пермском крае, на конференциях в Екатеринбурге, Кустанае, в Нижнем Новгороде, в Ельце. Я был свидетелем его работы над кандидатской диссертацией — итогом многолетней преподавательской и опытно–экспериментальной деятельности в образовательных организациях. С каким энтузиазмом и упорством Виталий Яковлевич выстраивал логику своей работы, тщательно работал с лексикой, выверяя каждое слово. Несомненно, интерес к науке, служение истине, а не карьерный рост – были главным мотивом его профессиональной деятельности как до, так и после защиты кандидатской диссертации. Виталий Яковлевич — истинный «средовик». Так называют людей, которые воспринимают среду  не просто как условие, но как средство воспитания.   Являясь специалистом по средовому подходу, ученый добрый десяток своих  теоретических и методических работ посвятил  раскрытию  возможностей новой теории и технологии в воспитании физической культуры, объективно способствуя росту педагогического мастерства и повышению качества образования.  Вот некоторые из публикаций: «Средовой подход в управленческой деятельности специалиста по физической культуре» (автореферат диссертации); «О среде, средовом подходе, практике опосредованного управления в образовании»; «Здоровьесберегающая среда: научные идеи, подходы, принципы ее проектирования в смысловом поле ФГТ и ФГОС»; «Физическая культура: учебник для 1-2, 3-4 классов общеобразовательных учреждений» (Совместно): рек. М-вом обр. и науки РФ / — 3-е изд.

Но не только поиск истины притягивал к себе его многогранную личность. Как он сам о себе пишет, «кроме истин бесспорных, мне о многом хотелось бы знать….». Виталий Яковлевич – авторитетный, интересный человек, натура цельная, неординарная, свободолюбивая, пытливая, во  всем пытающаяся дойти до сути, понять смысл человеческой экзистенции. Это действительно «целый том» познаний различных сторон жизни, который «щедро дарит радость бытия» всем, кто с ним соприкасается. Желаю Вам, дорогой Виталий Яковлевич, замечательной физической формы,  оптимизма, творческого долголетия и новых свершений!

Доктор педагогических наук, профессор Юрий Степанович Мануйлов

Нижний Новгород, 16.03.2019

 

Добавить комментарий

Создание и поддержка сайта - Tommyknocker